Была сегодня на спектакле театра "Бунраку", который прошёл в рамках Чеховского фестиваля.
В театре им. Пушкина (ох, и красиво же там сейчас стало!)
Пьесу они показали знаменитую - "Самоубийство влюблённых в Сонэдзаки" (кажется, 17 век). Должна признаться, что несколько лет назад её же посмотрела в кабуки. А вот теперь и кукольный.
Зрелище непростое. Сбоку сидят сказитель и рядом с ним музыкант, играющий на сямисене. Сами кукловоды ничего не говорят, всё действие озвучивает сказитель, и диалоги тоже. Поёт, поёт, поёт заунывным голосом... То есть он рассказывает, но таким протяжным речитативом, поёт, в общем. И тренькает сямисен (не люблю этот инструмент). На сцене в красивых декорациях люди в черных одеждах и масках водят кукол. Куклы мне понравились, особенно главные герои - красивые, и у них очень сложно сделаны ручки.
В одной сцене героиня так изящно и жизнеподобно раскуривает длиннную трубку.
Но, ребята! У Образцова куклы сложней и лучше! У француза Филиппа Жанти тоже (и смешней!).
Это традиционный театр, и понять его непросто.
И всё же можно. На самом деле, мне нравится эта пьеса. Она сильная, поэтичная, красивая... И в третьем действии, когда влюблённые сбежали ото всех в лес, чтобы там свести счёты с жизнью, я опять начала реветь, как и тогда, в кабуки... Хотя мешались и чёрные фигурки кукловодов, и завывания сказителя, и однообразный звук сямисена.
Рядом со сценой - табло с горящими строками и переводом, и ты читаешь:
Чему подобны идущие на смерть?
Они, как иней на дороге, тают с каждым шагом.
Жизнь - только сон,
и этот миг - лишь сон во сне."Йааааааооооооуууууу!..." Дрынь! Дрынь! Дрынь!
Белые личики кукол медленно двигаются, героиня дрожит, как осина, герой не может решиться её заколоть. Потом, когда кукловоды выходят кланяться, с ними "выходят" две куклы - герой и героиня.
Они живы!
Это радует.